Топливные насосы высокого давления (ТНВД) от Bosch системы Common Rail — ключевой элемент многих современных дизельных топливных систем. В отличие от классических ТНВД распределительного или рядного типа, насос Bosch не отвечает за распределение топлива по цилиндрам — его основная задача заключается в создании, поддержании и регулировании давления в топливной рейке, независимо от фазы впрыска.
Сегодня в технике можно встретить несколько распространенных поколений топливных насосов высокого давления от Bosch:
CP1, CP1H. ТНВД системы СР1 имеет три плунжера, расположенных радиально к друг другу под углом в 120 градусов. В центре корпуса топливного насоса установлен приводной вал. Привод плунжерных пар осуществляется посредством эксцентрикового кулачка напрямую от выпускного распределительного вала через соединительный элемент.
CP2. Их ключевая особенность — наличие двух секций (двухплунжерная конструкция), что позволяет обеспечивать высокую производительность при меньших габаритах и более стабильное давление топлива. Насосы CP2 управляются электроникой и способны поддерживать давление для форсунок Common Rail, обеспечивая точное дозирование топлива и эффективный впрыск даже при высоких нагрузках.
CP3. Регулировка давления топлива осуществляется через клапан контроля объема топлива (IMV) на стороне подачи — что повышает точность и эффективность впрыска. Моноблочный корпус снижает количество потенциальных мест утечек и трение внутри, а усилие от эксцентрика передается через толкатель, что позволяет достичь давления до 1800 бар.
CP4 / CP4.2. Основные отличительные особенности — уменьшение физического размера и возможность развивать максимальное давление в рампе до 2000 бар. Система имеет две модификации: СР4.1 с одним плунжером и СР4.2 с двумя плунжерами.
CP5 и выше. Разработаны для современных дизельных двигателей с предельными требованиями к точности дозировки топлива и экологическим нормам. CP5 имеет одноплунжерную конструкцию с осевым расположением, что позволило значительно уменьшить габариты и вес насоса при сохранении высокой производительности. Давление впрыска увеличено до 2500 бар.
Ключевое преимущество Bosch Common Rail — это гибкость управления впрыском: момент, количество, фаза и форма импульса задаются электронно, независимо от механических ограничений. Это обеспечивает более точное сгорание топлива, сниженные выбросы, тихую работу двигателя и высокую экономичность.
Однако высокая точность работы требует:
- Безупречной чистоты топлива;
- Строгого соблюдения допусков при ремонте;
- Обязательной проверки на стенде после сборки;
- Соблюдения специальных правил эксплуатации;
- Периодической диагностики для предупреждения износа.
Именно поэтому нередко возникает необходимость в диагностике и ремонте качественных ТНВД от Bosch.